Т

Табак

Табак — табачное сено с наполнителями, специально приготовленное для отравления человеческого организма. Кроме табачного сена в табачный яд входят разные другие наполнители: ментол, селитра и другие компоненты, вплоть до «кумарина» (крысиного яда). В некоторых публикациях указывается, что в состав табачных ядов может входить до 600 компонентов. При этом у каждой фирмы свои «Ноу-Хау». (по А. А. Звереву)

Табакокурение

Табакокурение — процесс отравления себя самого, а также окружающих людей табачным ядом; привычка к курению табака.

Табачная зависимость

Табачная зависимость — комплекс, состоящий из табачной запрограммированности (программы) и физиологических механизмов, заставляющий человека отравляться табачным ядом.

Подробнее о табачной зависимости рассказано, например, в научно-популярных лекциях В. Г. Жданова и В. П. Кривоногова.

Табачная наркомания

Табачная наркомания — хроническая зависимость от табака, обусловленная систематическим употреблением табачных изделий и характеризующаяся непреодолимым влечением к ним, физической, психологической и социальной деградацией.

Табачная политика

Табачная политика — комплекс мер, направленных на контроль предложения и / или воздействие на спрос на табак (табачные изделия) среди населения, включая образовательные и лечебные программы, контроль над табаком, стратегии снижения ущерба и т. д.

Табачно-алкогольно-наркотическая зависимость

Табачно-алкогольно-наркотическая зависимость — комплекс, состоящий из: табачно-алкогольно-наркотической запрограммированности (программы) и физиологических механизмов, заставляющий человека отравляться табачно-алкогольно-наркотическими ядами. Главным в комплексе является программа. (по А. А. Звереву)

Табачно-алкогольно-наркотические абсурдизмы

Табачно-алкогольно-наркотические абсурдизмы — набор абсурдизмов, так или иначе связанных с отравлением табачно-алкогольно-наркотическими ядами.

Табачно-алкогольно-наркотические абсурдисты

Табачно-алкогольно-наркотические абсурдисты — люди, носители и распространители табачно-алкогольно-наркотических абсурдизмов.

Табачно-алкогольно-наркотические программисты

Табачно-алкогольно-наркотические программисты — люди, способстующие появлению у других людей табачно-алкогольно-наркотической запрограммированности.

Табачный отравленник

Табачный отравленник (курильщик) — человек, сознательно отравляющий себя табачными ядами; табачно-запрограммированный человек, имеющий привычку выполнять курительный ритуал, потребность в опьянении и в ядах табачного дыма.

Табачный отравляющий снаряд

Табачный отравляющий снаряд — сигарета, папироса, сигара, сигарелла и т. д.

Танатология

Танатология (греч. tanatos — смерть и logos — учение) — учение о смерти, т.е. наука, изучающая процесс умирания, причины и проявления смерти. Т. подразделяется на общую и частную. Общая Т. изучает общие закономерности процесса умирания, трупные изменения и их зависимость от состояния внешней среды, особенности исследования трупа для определения причины смерти и т. д. Частная Т. рассматривает особенности танатогенеза при различных заболеваниях, повреждениях, отравлениях и других причинах смерти. Судебная Т. — раздел Т., входящий в компетенцию судебных врачей, изучает все виды насильственной смерти и скоропостижную смерть.

Теория алкогольного скепсиса

Теория алкогольного скепсиса отрицает возможность вытеснения из нашей жизни спиртного, признавая сложившуюся ситуацию роковой, безнадежной. Представители этой теории, в принципе, допускают возможность отрезвления народа, но не верят, что от этого будет какая-то польза. Они считают, что запрет на алкоголь приведёт к наркомании, токсикомании, употреблению различных суррогатов. Но подобные пророчества явл. клеветой на род человеческий. Они равносильны воспитанию всех нас потенциальными преступниками, чьи уголовные наклонности рано или поздно проявятся, в той или иной форме, как только представится к этому случай. Термин Т.а.с. впервые предложен Г. А. Шичко.

Теория заполнения алкогольного вакуума

Суть сводится к утверждению, что нельзя вытеснять из жизни алкогольные изделия, поскольку образовавшийся вакуум сразу же будет заполнен самогоном и суррогатами. На самом деле распространению самогона и суррогатов способствует как раз государственная продажа спиртных изделий. Всего лишь один пример доказывает это. Так, после отмены в 1925 году ограничительного закона, когда в торговую сеть хлынул поток сорокаградусной, резко повысилось и производство самогона: к 1929 году по сравнению с 1925-м его количество возросло в 1,7 раз. Термин Т.з.а.в. впервые предложил Г. А. Шичко.

Теория «культурного пития»

Теория «культурного пития» («культурного, умеренного пития») — спекулятивное учение, основанное, в отличие от теории трезвости, не на научных фактах, а на лжи об алкоголе, и ставящее себе целью внедрение в сознание каждого человека алкогольных обычаев, алкогольных предрассудков, формирование алкогольного мышления и пагубных алкогольных установок в как можно более раннем возрасте.

Т.к.п. — одновременно инструмент и идеология внедрения в человека, в семью, в общество в целом табачно-алкогольно-наркотической запрограммированности, то есть всех составляющих программы заставляющей человека самоотравляться. Сверхзадача Т.к.п. состоит в том, чтобы поставить человека, семью, общество в целом перед ложным выбором: «Учись травиться, и травись красиво, умеренно и культурно, а иначе станешь пьяницей, алкоголиком». (Г. А. Шичко, А. А. Зверев)

Несостоятельность Т.к.п. обличается, например, в видеолекциях В. П. Кривоногова, В. Г. Жданова и других трезвеннических видеолекциях.

Теория массового алкоголизма

Теория массового алкоголизма создана русским статистиком С. А. Первушиным в конце XIX в. Т.м.а. систематизировала общественные причины алкоголизма, выясняла последствия употребления алкоголя и намечала способы борьбы с этим злом. С. А. Первушин выделил три вида алкоголизма: столовый; порождаемый неудовлетворенностью и бытовой или обрядовой.

Теория трезвости

Теория трезвости — комплекс теоретических и практических сведений, позволяющих утверждать и сохранять трезвость человеку, семье, обществу в целом. Т.т. существует как противовес «теории культурного-умеренного пития». (по А. А. Звереву)

Теория трезвости лучше всего изложена в видеолекциях В. Г. Жданова и В. П. Кривоногова и других трезвеннических видеолекциях.

Терапия

Терапия (греч. therapeia — уход, лечение) — лечение больного.

Территория трезвости

Территория трезвости — место, где люди, осознав непоправимый вред алкоголя, добровольно отказались от его употребления; территория, на которой объявлен «сухой закон» — прекращена продажа алкогольных изделий, закрыты подобные магазины. Обычно это происходило по требованию жителей нас. пункта или территории на сходе. Так называет себя и трудовой коллектив, объявивший пьянству решительный бой. Иногда их называли территорией или коллективом высокой культуры и трезвого быта. Наибольшее распространение это движение получило во второй половине 80-х годов XX века. В 1987 г. в этом движении в стране участвовало 10,5 тыс. населенных пунктов. Активно проходила такая работа в Татарстане, Липецкой, Калининской, Воронежской и ряде других областей и краев России, в Белоруссии.

В 1885 г. с введения Т.т. в России начался II этап трезвеннического движения.

Тестирование антиалкогольное

Тестирование антиалкогольное (англ. test — испытание, проверка) — частный метод эмпирического социологического исследования, состоящий в применении систем специально отобранных социологическими методами высказывания — тестов, предъявляемых респондентам с целью получения надежной и валидной информации об интересующих признаках. Тест состоит из двух частей: а) предваряющего материала (выдачи, инструкции или вопроса) и б) указаний относительно регистрации получаемых ответов. Типичная для тестов стандартизация ситуации обеспечивает им в отличие от «свободного» наблюдения поведения большую сравнимость и, как следствие, большую объективность результатов.

Типы наркотической зависимости

Алкогольный тип: все алкогольные изделия.

Амфетаминовый тип: амфетамин, дексамфетамин, метамфетамин, метил-фенидан и фенаетразин.

Барбитуровый тип: барбитураты преимущественно короткого действия и некоторые успокаивающие средства, например, хлоралгидрат, диазепам, мепробамат, метаквалон.

Каннабиноловый тип: препараты индийской конопли, марихуана (бханг, дагга, киф, маконга) и гашиш (ганджа, чарас); Кокаиновый тип: кокаин и листья коки.

Галлюциногеный тип: ЛСД, ДМТ, мескалин, псилоцибин, СТП; Тип Кату: препараты растения.

Опиумный тип: опиум, морфин, героин, кодеин, синтетические наркотики, по свойствам близкие к морфину, например, метадон (гептадон) и петидин.

Тип растворителей: ацетон, бензин, четыреххлористый углерод и др.

Токсикомания

Токсикомания (греч. toxikon — яд; mania — безумие, страсть) — общее название болезней, проявляющихся влечением к постоянному приему некоторых веществ и развитием в связи с этим хронической интоксикации. Т. — потребление наркотических веществ, не взятых под контроль и не отнесенных юридически к наркотическим, но вызывающих привыкание и болезненное пристрастие (например курение).

Токсин

Токсин — ядовитое вещество, часто продукт жизнедеятельности микроорганизмов.

Толерантность

Толерантность (повышенная толерантность) — необходимость увеличенных доз алкоголя для получения желаемого эффекта или же чётко выраженное уменьшенное количество его. Вместе с симптомами отвращения повышенная Т. может быть критерием алкогольной зависимости.

Тост

Тост — короткое «застольное» высказывание в среде собравшихся для наркотического самоотравления, облегчающие процесс самоотравления, способствующие ускоренной выработке условного рефлекса на самоотравление наркотиком (чаще всего алкоголем) и содержащие ключевые (командные) слова, на которые собственно и вырабатывается рефлекс на самоотравление.

Слова в тосте делятся на командные и обрамляющие. Например, слово «за...» является основным командным словом практически любого тоста. Все остальные слова в тосте (их «занимательность» и «витиеватость») служат только для обрамления «командных» слов тоста. Именно командные слова тоста и запускают программу самоотравления. Наряду с командным словом «за...» есть и другие «Ну будем…», «Давайте вздрогнем…» и т. д. (по А. А. Звереву)

Транквилизатор

Транквилизатор (от лат. tranquillo — успокаивать; син.: анксиолитики, атарактики) — психотропное средство, уменьшающее чувство напряжения, тревоги, страха, подавляющее патологические страхи, напряжение, беспокойство; применяется главнымобразом при невротических расстройствах.

Транс

Транс (франц. transe) — кратковременное (1-2 мин.) состояние амбулаторного автоматизма (помрачнение сознания без бреда и галлюцинаций), при котором больной куда-то бежит, раздевается и совершает другие импульсивные действия с последующей амнезией; наблюдается при эпилепсии.

Состояние отстраненности от бесконечного потока событий, текущего из прошлого в будущее. Это состояние наступает при полной концентрации внимания на каком-либо внутреннем или внешнем объекте или происшествии.

Каждый человек в своей жизни многократно сталкивается с такими состояниями. Мы испытываем Т., когда: погружаемся в собственную мысль и становимся рассеянными; делаем гимнастику; водим машину; смотрим кино, которым увлечены; читаем.

Во всех этих состояниях мы погружены в некоторые свои действия или внешние зрелища, которые происходят вне потока «прошлое-будущее». Мы становимся наблюдательными по отношению к самому потоку. Такая внутренняя позиция расслабляет, приносит облегчение и радость.

Тревожность

Тревожность — психическое явление, имеющее три формы: кратковременная эмоциональная реакция слабо выраженного неадекватного страха, влияющая на суждения и решения; аналогичное психическое состояние; свойство личности, предрасполагающее к частным проявлениям реакций и состояний Т.

Трезвая жизнь

Трезвая жизнь — жизнь в соответствии с трезвенным мировоззрением, полностью свободная от употребления алкоголя, табака и прочих токсических и наркотических веществ.

Трезвение

Трезвение — бдительность, неусыпность, неустрашимость, храбрость, здравомыслие, синоним слова «бодрствование». Состояние человека, при котором он недоступен влечениям, пристрастиям и прочим склонностям и руководствуется в суждениях и действиях здравым смыслом, правильными понятиями и взглядами на вещи (Г. Дьяченко). Одновременно с тем, под Т. понимается разумная, сознательная жизнь без мифов и иллюзий, жизнь духовно-нравственная, здравая, правильная, в которой отвергается всякое употребление опьяняющих веществ.

Слову Т. придаётся и более возвышенный смысл. Религиозные писатели, также понимали под этим термином «бодрствование». К примеру, христианский писатель Исихия (V в.) понимает под трезвением «хранение чистоты сердца, чистоты ума страстных помыслов и слов, и худых дел» и считает, что «трезвение — это навык добродетели». Епископ Игнатий (Брянчанинов) также понимает трезвение как «тщательное соблюдение за всеми делами, словами и помышлениями и чувствами своими», а также «постоянное бодрствование над собой».

М. В. Осорина раскрывает «трезвение», как отстранение от ситуации, которое позволяет отличить реальный мир от мира фантазий, что возможно при сформированных механизмах самопознания и зрелой психической саморегуляции.

Трезвенная информация

Трезвенная информация — см. информация трезвенная.

Трезвенник

Трезвенник (трезвый человек) — человек, не имеющий питейной запрограммированности (а также програмы на употребление других наркотиков), а следовательно — ни при каких обстоятельствах не употребляющий алкогольных смесей, табака и других наркотиков. Трезвенник отличается здравой рассудительностью, свободой от иллюзий, самообмана, который руководствуется в своих поступках, суждениях требованиями рассудка, здравого смысла. Кроме того, что сам не употребляет одурманивающие вещества, не угощает ими других, отстаивает своё трезвенное мировоззрение.

Г. А. Шичко, который одним из первых начал классифицировать людей на трезвенников и нетрезвенников в зависимости от сознания и наличия в нём алкогольной или трезвенной запрограммированности, выделял четыре группы трезвенников: естественные трезвенники, религиозные трезвенники, благоразумные трезвенники и сознательные трезвенники.

К.Красовский предложил ещё две классификации трезвенников. По критерию употребления или неупотребления алкоголя — «естественные трезвенники» (те, кто остались трезвенниками по религиозным или семейным убеждениям), «бывшие алкоголики», «дети алкоголиков» (для них трезвость — это отрицание алкоголизма), «трезвые профессионалы» (представители некоторых профессий), «больные трезвенники» (вынужденные быть трезвыми по показаниям здоровья) и «прочие трезвенники».

В основе второй классификации К. Красовского — критерии убеждённости и активности. Согласно этому критерию существуют
1) «активные трезвенники», которые активно демонстрируют свою трезвость и при всяком удобном случае пытаются убедить других людей отказаться от алкоголя;
2) «уверенные трезвенники», которые никогда ни при каких обстоятельствах не скрывают свою трезвость, но и не стараются всегда демонстрировать её;
3) «пассивные трезвенники», которые стремятся не афишировать свою трезвость, но не стыдятся её, просто находят благовидные предлоги не пить («я за рулём», «организм не принимает алкоголь» и т.п.;
4) «стыдящиеся трезвенники» — это люди, которые ведут трезвый образ жизни, но стыдятся его, пытаются это скрыть.

Независимо от этих классификаций можно рассматривать некоторые другие виды трезвенников: например, совестливый трезвенник.

Трезвенник благоразумный

Трезвенник благоразумный — трезвенник, так же как и религиозный, трезвенно запрограммированный, но на основе не мистических, а небольшого объёма научных знаний, в части случаев с помощью клятвы или обета не пить.

Трезвенник естественный

Трезвенник естественный — человек, всю свою жизнь свободный от табачно-алкогольно-наркотической запрограммированности и отравления табачно-алкогольно-наркотическими ядами (по А. А. Звереву).

Трезвенник религиозный

Трезвенник религиозный — человек, не обладающий научными знаниями об алкогольной проблеме, но удерживающийся от спиртного убеждённостью в греховности его употребления, внушенной с детства (в исламе, буддизме, индуизме, вишнуизме и других трезвых религиях).

Трезвенник сознательный

Трезвенник сознательный — трезвенник, хорошо знающий алкогольную проблему и осмысленно, на основе достаточного запаса научных знаний избравший трезвый образ жизни.

Сознательные трезвенники — особо ценная часть населения, их нельзя соблазнить спиртным, они принципиальны, являются носителями трезвеннической мысли, добровольно пропагандируют трезвость, благожелательно, сочувственно относятся к пьющим, алкоголиков считают не отбросами общества, а жертвами пьющих и в меру возможностей стараются помогать им (Г. А. Шичко). С.т. знакомы с приёмами и методами программирования на отравление табачно-алкогольно-наркотическими ядами и свободны от табачно-алкогольно-наркотической запрограммированности, являются примером трезвого образа жизни, борцами за установление трезвости в стране и мире. Членами Союза борьбы за народную трезвость и Международной Академии Трезвости являются в основном С.т.

Трезвенническая деятельность

Трезвенническая (трезвенная) деятельность (работа) — форма трезвого бытия и трезвенный способ существования человека, его активность, направленная на целесообразное с точки зрения трезвенного мировоззрения изменение и преобразование окружающего мира в аспектах формирования культуры здоровья и утверждения трезвого образа жизни.

Практически — это, во-первых, личный пример сознательно трезвой жизни, распространения трезвенной информации, прививания окружающим трезвенных убеждений, трезвенное просвещение.

Трезвенническая мысль

Трезвенническая мысль (идея) — совокупность идей о трезвом бытие человека как о естественном и единственновозможном, а также путях достижения всеобщей трезвости и утверждения трезвого образа жизни.

В своём развитии трезвенническая мысль прошла долгий и тернистый путь от первого предположения о том, что посредством сурового наказания можно предупредить пьянство, до современных теорий формирования трезвого образа жизни подростков и молодёжи. Рассматривая развитие трезвеннической педагогической мысли во всемирной истории, А. Н.  Якушев выделил четыре основные этапа:

1 этап — доэмпирический — примерно с VII тыс. до н.э. по XIV в. до н.э., когда преобладали алкогольные предрассудки и иллюзорные представления;

2 этап — метафизическо-философский — примерно c XIV в. до н. э. по IV в. до н.э., когда высказывались предположения и субъективные взгляды о том, что опьяняющие изделия вредны для здоровья человека;

3 этап — метафизически-педагогический — примерно с IV в. до н. э. по 1878 год, когда высказывались предположения и субъективные взгляды о том, что посредством антиалкогольного воспитания и обучения можно предупредить пьянство;

4 этап — научно-педагогический — с 1878 года по настоящее время, когда особое значение приобретают эмпирические исследования.

Трезвеннический

Трезвенное воспитание

Трезвенное воспитание — см. воспитание трезвенное.

Трезвенное движение

Трезвенное (трезвенническое) движение — общественное движение за освобождение общества от запрограммированности на потребление алкоголя, табака и других наркотиков, добровольный отказ от их употребления, принятие ограничительно-запретительных и просветительных мер против распространения, производства и потребления алкоголя и на местном, региональном и государственном уровне, сопровождающееся широкой активной трезвеннической деятельностью населения.

В нашей истории насчитывается пять этапов трезвенного движения (включая современный, пятый этап). Основным информационным ресурсом современного украинского трезвенного движения является сайт www.tvereza.info.

Подробнее о трезвенном движении можно узнать из учебника «Трезвый образ жизни», видеолекции В. Г. Жданова, а также других трезвеннических видеолекций.

Трезвенное мировоззрение

Трезвенное мировоззрение — система взглядов, воззрений на жизнь и общество, свободная от алкогольных предрассудков, трезвенных предубеждений, алкогольных обычаев и программы употребления спиртного и других наркотиков.

Пьющий человекпроалкогольно запрограммирован, т.е. его мировоззрение искажено ложными представлениями об алкоголе, следовательно, он не сознаёт простые истины: алкогольные «напитки» — ядовитые и наркотические жидкости, повреждающие весь организм, особенно головной мозг; употребление их — противоестественное, ничем не оправданное, многосторонне вредное и недостойное здравомыслящего и культурного человека занятие. Питейно запрограммированный — верующий в безвредность, а иногда — и в фантастические свойства спиртных «напитков».

Каждый потребитель спиртного в той мере, в какой поглощает его, вносит собственный вклад во все беды, вызываемые алкогольными «напитками», в том числе в массовую гибель наших сограждан, в пьяные драки, в хулиганство и всевозможные преступления, деградацию нации. Пьющие понимают алкогольную проблему с «посторонними прибавлениями», неправильно, именно поэтому они предаются противоестественным занятиям. Употребление алкогольных «напитков» и прочего дурмана противоречит трезвенному мировоззрению. Достаточно пьющему уразуметь эти истины, чтобы он добровольно отказался от нелепого занятия. (Г. А. Шичко. Алкогольная проблема и возможности успешного её решения. Докладная записка ЦК КПСС, 15.02.1981 г.).

Подробнее о трезвенном мировоззрении можно узнать из видеолекций В. П. Кривоногова и В. Г. Жданова.

Трезвенное образование

Трезвенное образование как процесс — освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы трезвенных знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической трезвеннической деятельности, ценностных ориентаций на культуру здоровья и отношений;

как результат — достигнутый трезвенный уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта трезвеннической деятельности и отношений;

как система — совокупность трезвенных образовательных программ и государственных образовательных учреждений, органов управления образованием.

Трезвенное обучение

Трезвенное обучение — специально организованный трезвенный процесс, включающий в себя две органично взаимосвязанные деятельности:

преподавание («руководство учением») — организация учебного труда обучаемых, формирование у них трезвенной мотивации и опыта познавательной деятельности, планомерная и систематическая передача содержания трезвенного образования;

учение — усвоение содержания трезвенного образования и опыта учебно-познавательной трезвеннической деятельности обучаемыми.

Трезвенное просвещение

Трезвенное просвещение — вооружение учащихся и молодёжи знаниями о вреде курения, алкоголя и других наркотиков, должно учитывать ряд факторов: 1) четко представлять назначение избранной формы воспитательного воздействия (лекция, беседа, объяснение в ходе урока); 2) у школьников и молодёжи должно сложиться представление о том, что они лично могут сделать для уменьшения и, в конечном счете, искоренения не только пьянства, но и вообще любого употребления алкоголя; 3) учитель должен наметить, против каких ошибочных мнений, позиций, установок направит он свою деятельность.

Основы трезвенного просвещения изложены в видеолекциях В. Г. Жданова и В. П. Кривоногова.

Трезвенное развитие личности

Трезвенное развитие личности — процесс формирования трезвой личности как социального качества индивида в результате его социализации и трезвеннического воспитания. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками ребёнок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества.

Трезвенное самовоспитание

Трезвенное самовоспитание — осознанная, целеустремленная трезвенническая деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

Трезвенное самообразование

Трезвенное самообразование — активная целенаправленная познавательная трезвенническая деятельность человека, связанная с поиском и усвоением трезвенных знаний в интересующей его области.

Трезвенность

Трезвенность — мировоззрение, которое не признаёт оправданным употребление опьяняющих веществ в любых дозах и по любым поводам. Разумная сознательная жизнь без мифов и иллюзий, жизнь духовно-нравственная, здравая, правильная деятельность в которой отвергается всякое употребление опьяняющих веществ. (по С.С.Аникину)

Трезвенные знания

Трезвенные знания (сведения) — совокупность представлений, понятий, суждений, теорий, которые связаны с сохранением, укреплением и восстановлением трезвости. В том числе правдивые научно обоснованные знания о вреде курения, алкоголя и других наркотиков.

В применении к личности понятие Т.з. означает усвоенные сведения, а также суждения и представления о трезвости, трезвении, формирующиеся на основе этих сведений.

Трезвенные предубеждения

Трезвенные предубеждения — предвзятое, недоброжелательное отношение к трезвости, отрицательное мнение о ней.

Трезвенные убеждения

Трезвенные (антиалкогольные) убеждения — см. убеждения трезвеннические.

Трезвенный

Трезвенный — соответствующий трезвенному мировоззрению, а также к трезвенной деятельности; исключающий всякое употребление алкоголя и других наркотиков.

Трезвость

Трезвость — естественное и единственно разумное состояние человека, семьи, общества, в котором сохраняется полная свобода от табачно-алкогольно-наркотических самоотравлений.

Рассуждая о Т., говорят также о душевной трезвости, о таком состоянии духа, когда он неподвластен увлечениям, пристрастиям и прочим склонностям. Когда человек, руководствуется в суждениях и действиях здравым смыслом, правильными понятиями и взглядами на вещи, умеет верно оценивать себя, своё физическое и духовное состояние, своё положение, мотивы своих действий.

Подробнее о трезвости можно узнать, например, из научно-популярных лекций В. Г. Жданова и В. П. Кривоногова.

Трезвый

Трезвый — исключающий всякое употребление алкоголя, табака и других наркотиков; имеющий здравый рассудок, непредубеждённое отношение к чему-либо.

Авторами большинства словарей слово «трезвый» рассматривается в несколько упрощённых вариантах: как не пьяный, не хмельной, вообще воздержанный в спиртном. Для Г. Дьяченко быть трезвым — то же что и быть бодрственным, т.е. бдительным, неусыпным, неустрашимым, храбрым, сильным.

Трезвый образ жизни

Трезвый образ жизни — реально практикуемые нормы поведения людей, их повседневной деятельности, характеризующийся полной, сознательной свободой от самоотравления алкоголем, табаком и любыми другими отравляющими веществами, а также активным участием в трезвенных мероприятиях. Это органическое единство и взаимосвязь трезвенных знаний, трезвенных убеждений и трезвенной деятельности по утверждению и укреплению гуманного и трезвого общества.

Т. Н. Авдонина под Т.о.ж. понимает такой образ жизни личности, отличительной чертой которого является трезвый стиль поведения и общения, который характеризуется двумя показателями:

сознательный и добровольный отказ от потребления спиртных изделий;

критическое отношение к любым формам потребления алкоголя.

Она считает, что закрепление Т.о.ж. будет происходить через традиции, обычаи, обусловленные трезвостью, и социальные институты, которые позволят расширить его в виде образца поведения и форм общения до уровня традиционного образа жизни. (по С. С. Аникину)

Трезвый человек

Трезвый человек — см. трезвенник

Тренинг собриально-психологический

Тренинг собриально-психологический — совокупность трезвенных методов организации внутригруппового взаимодействия в целях развития личности и совершенствования групповых отношений.

Методы Т.с.-п. направлены на развитие трезвенных способностей индивидов, рефлексивных навыков (умение анализировать поведение и состояние членов группы и своё собственное, ситуацию и себя в ней), умения адекватно воспринимать себя и окружающих. В группах Т.с.-п. вырабатываются и корректируются нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия, а также развивается способность гибко реагировать на алкогольную ситуацию, быстро перестраиваться в различ. условиях и разных группах. Т.с.-п. проводится как со специально подобранными для этой цели группами, так и с реальными группами людей, связанными производственными или иными устойчивыми отношениями. В последнем случае нередко ставиться задача улучшения трезвеннического климата в группе.

Трудновоспитуемость

Трудновоспитуемость — такое состояние личности, которое идентифицируется с сопротивляемостью целенаправленным педагогическим воздействиям. Она может детерминироваться различными причинами: ошибками в воспитательной тактике, особенностями темперамента, характера, дефектами психического и социального развития и т. д. Сопротивление педагогическому воздействию не всегда тождественно педагогической запущенности и, тем более, девиантному поведению. Т. может проявляться как результат возрастного кризисного периода развития ребёнка, либо быть вызвана неумением педагога найти адекватные меры педагогического воздействия и т. д. (по С. А. Завражину)